Контент, поток и… чистые трубы
На излёте первой четверти XXI столетия научное сообщество продолжает процесс осмысления идеи всеобщих медиа, которые пронизывают все элементы мировой информационной системы. Речь идёт о включенности медиа в повседневную жизнь, общественные процессы и институты, которые уже невозможно рассматривать без медиальных компонентов.
Сегодня это уже не гипотеза – современный мир буквально на наших глазах становится все более медийным. Медиа проникают во все сферы нашей жизнедеятельности – в науку, политику, экономику, культуру и т.д., распространяются на массовые коммуникации, они все более прочно заполняют нашу частную жизнь. И принципиально важным как для исследователей, теоретиков медиа, так и для практиков – специалистов в области медиаобразования становится видеть существенные отличия в формах взаимодействия субъектов информационных отношений, технологиях влияния медиа на людей, способах эффективного использования или нейтрализации их негативного воздействия.
Взаимодействие с окружающим миром всегда происходит с помощью медиа. И если какие-то из них, например, нейронные, пока еще недостаточно изучены, а иные и вовсе не открыты, это не означает, что их нет. Теория всеобщих медиа позволяет утверждать, что в окружающем мире средства коммуникации существуют всегда и везде, поскольку без них коммуникация, а, следовательно, сама жизнь, невозможны.
Горячая дискуссия вокруг этой проблематики развернулась на пленарном заседании Первой Всероссийской конференции медиапедагогов, прошедшей в начале октября на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
На излёте первой четверти XXI столетия научное сообщество продолжает процесс осмысления идеи всеобщих медиа, которые пронизывают все элементы мировой информационной системы. Речь идёт о включенности медиа в повседневную жизнь, общественные процессы и институты, которые уже невозможно рассматривать без медиальных компонентов.
Сегодня это уже не гипотеза – современный мир буквально на наших глазах становится все более медийным. Медиа проникают во все сферы нашей жизнедеятельности – в науку, политику, экономику, культуру и т.д., распространяются на массовые коммуникации, они все более прочно заполняют нашу частную жизнь. И принципиально важным как для исследователей, теоретиков медиа, так и для практиков – специалистов в области медиаобразования становится видеть существенные отличия в формах взаимодействия субъектов информационных отношений, технологиях влияния медиа на людей, способах эффективного использования или нейтрализации их негативного воздействия.
Взаимодействие с окружающим миром всегда происходит с помощью медиа. И если какие-то из них, например, нейронные, пока еще недостаточно изучены, а иные и вовсе не открыты, это не означает, что их нет. Теория всеобщих медиа позволяет утверждать, что в окружающем мире средства коммуникации существуют всегда и везде, поскольку без них коммуникация, а, следовательно, сама жизнь, невозможны.
Горячая дискуссия вокруг этой проблематики развернулась на пленарном заседании Первой Всероссийской конференции медиапедагогов, прошедшей в начале октября на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
И декан этого факультета Е.Л. Вартанова, и профессор НИУ ВШЭ А.В. Шариков, и декан факультета журналистики Воронежского госуниверситета В.В. Тулупов напомнили в своих выступлениях: медиа – это то, что находится между всем. Многократно пересекаясь, средства коммуникации образуют медиасреду, которая сформирована человеком и является частью глобального медиапространства. Более того, в определённый момент сам человек становится неотъемлемым элементом этой среды, пропуская через себя потоки информации, преобразуя их и выступая, в свою очередь, источником новых информационных потоков.
Рассуждая о медиа, мы часто используем понятие «канал коммуникации», «канал связи». В нашем воображении рисуются некие трубы, по которым течет информация, представляющая собой содержание. Чистые трубы – чистое содержание, грязные, соответственно, и информация некачественная. Коммуникация в соответствии с данным подходом – это перекачка некой информации по медийным каналам, то есть по чему-то, похожему на протоки. К сожалению, как показывают проводимые исследования, юное поколение россиян пока не имеет чётко сформулированных ориентиров-маяков в окружающем информационном пространстве, в результате чего в основном пользуется потоками не самого продуктивного контента.
Эту мысль в своём концептуальном выступлении на упомянутой конференции провела педагог дополнительного образования из Республики Коми Анна Бобрецова. В предлагаемом вашему вниманию очередном номере международного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» https://mic.org.ru/ публикуется её статья, в которой приводятся результаты одного из исследований о медийных предпочтениях старшеклассников.
Скачать номер целиком в .pdf
Редакционная коллегия
Рассуждая о медиа, мы часто используем понятие «канал коммуникации», «канал связи». В нашем воображении рисуются некие трубы, по которым течет информация, представляющая собой содержание. Чистые трубы – чистое содержание, грязные, соответственно, и информация некачественная. Коммуникация в соответствии с данным подходом – это перекачка некой информации по медийным каналам, то есть по чему-то, похожему на протоки. К сожалению, как показывают проводимые исследования, юное поколение россиян пока не имеет чётко сформулированных ориентиров-маяков в окружающем информационном пространстве, в результате чего в основном пользуется потоками не самого продуктивного контента.
Эту мысль в своём концептуальном выступлении на упомянутой конференции провела педагог дополнительного образования из Республики Коми Анна Бобрецова. В предлагаемом вашему вниманию очередном номере международного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» https://mic.org.ru/ публикуется её статья, в которой приводятся результаты одного из исследований о медийных предпочтениях старшеклассников.
Скачать номер целиком в .pdf
Редакционная коллегия