Новости МЕДИАдведь

Bышел том 38, номер 2 журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC)®

Контент, поток и… чистые трубы

На излёте первой четверти XXI столетия научное сообщество продолжает процесс осмысления идеи всеобщих медиа, которые пронизывают все элементы мировой информационной системы. Речь идёт о включенности медиа в повседневную жизнь, общественные процессы и институты, которые уже невозможно рассматривать без медиальных компонентов.

Сегодня это уже не гипотеза – современный мир буквально на наших глазах становится все более медийным. Медиа проникают во все сферы нашей жизнедеятельности – в науку, политику, экономику, культуру и т.д., распространяются на массовые коммуникации, они все более прочно заполняют нашу частную жизнь. И принципиально важным как для исследователей, теоретиков медиа, так и для практиков – специалистов в области медиаобразования становится видеть существенные отличия в формах взаимодействия субъектов информационных отношений, технологиях влияния медиа на людей, способах эффективного использования или нейтрализации их негативного воздействия.

Взаимодействие с окружающим миром всегда происходит с помощью медиа. И если какие-то из них, например, нейронные, пока еще недостаточно изучены, а иные и вовсе не открыты, это не означает, что их нет. Теория всеобщих медиа позволяет утверждать, что в окружающем мире средства коммуникации существуют всегда и везде, поскольку без них коммуникация, а, следовательно, сама жизнь, невозможны.

Горячая дискуссия вокруг этой проблематики развернулась на пленарном заседании Первой Всероссийской конференции медиапедагогов, прошедшей в начале октября на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
И декан этого факультета Е.Л. Вартанова, и профессор НИУ ВШЭ А.В. Шариков, и декан факультета журналистики Воронежского госуниверситета В.В. Тулупов напомнили в своих выступлениях: медиа – это то, что находится между всем. Многократно пересекаясь, средства коммуникации образуют медиасреду, которая сформирована человеком и является частью глобального медиапространства. Более того, в определённый момент сам человек становится неотъемлемым элементом этой среды, пропуская через себя потоки информации, преобразуя их и выступая, в свою очередь, источником новых информационных потоков.

Рассуждая о медиа, мы часто используем понятие «канал коммуникации», «канал связи». В нашем воображении рисуются некие трубы, по которым течет информация, представляющая собой содержание. Чистые трубы – чистое содержание, грязные, соответственно, и информация некачественная. Коммуникация в соответствии с данным подходом – это перекачка некой информации по медийным каналам, то есть по чему-то, похожему на протоки. К сожалению, как показывают проводимые исследования, юное поколение россиян пока не имеет чётко сформулированных ориентиров-маяков в окружающем информационном пространстве, в результате чего в основном пользуется потоками не самого продуктивного контента.

Эту мысль в своём концептуальном выступлении на упомянутой конференции провела педагог дополнительного образования из Республики Коми Анна Бобрецова. В предлагаемом вашему вниманию очередном номере международного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» https://mic.org.ru/ публикуется её статья, в которой приводятся результаты одного из исследований о медийных предпочтениях старшеклассников.

Скачать номер целиком в .pdf

Редакционная коллегия