Новости МЕДИАдведь

Работа ФИП по направлению: «Проектная и учебно-исследовательская деятельность в сетевой школе»

ФИП МГПУ
Направление: Проектная и учебно-исследовательская деятельность в сетевой школе
Куратор направления
Якушина Екатерина Викторовна
Цель
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности в сетевой школе в медиаобразовательном аспекте
1. Разработать методические рекомендации по использованию цифровых ресурсов в совместной сетевой деятельности
2. Разработать методические материалы по оформлению внутришкольного медийного пространства, по внедрению компонентов медиаграмотности и информационной безопасности в урочную, внеурочную, проектную деятельность и дополнительное образование
3. Создать учебные игры и материалы для подготовки к участию в медиасоревнованиях, проектах, конкурсах и конференциях различных уровней
4. Сформировать интерес к научным знаниям с помощью медиаобразования и медиатворчества
5. Собрать и оформить методические материалы по разработке и реализации образовательных программ сетевой реализации разных моделей сети.
6. Организовать систему непрерывного повышения квалификации педагогов со встроенной методической, тьюторской поддержкой и сопровождением со стороны операторов сети.
Совместная сетевая работа в 2022-2023 году осуществлялась площадками, участниками ФИП по направлению в рамках проекта Обучающий конкурс-кейс «Я — блогер. Медиаобразование через медиатворчество» https://insp.mgpu.ru/bloger, организованный Лабораторией проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. В результате были созданы содержательные блоги, которые заняли призовые места на Международном конкурсе проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей «Школа Реальных Дел».
1 место заняли проекты «Не просто новости» (МАОУ Гимназия№ 3, г. Пермь,; https://vk.com/neprostonovosti) — куратор Осипова Светлана Евгеньевна, проекты тематических направлений туризм и спорт «Мистерия места (ЮНПРЕСС.Владимир #МистерияМеста https://vk.com/puteshik) «Мистерия спорта» (ЮНПРЕСС.Владимир #МистерияCпорта, г. Собинка, Владимирская обл. https://vk.com/sportsobinka) — куратор Копцева Алла Юрьвна; МБУ ДО Собинского района ЦДО, Владимирская область. 3 места заняли проект по медиобразованию «Моя медиагигиена» (МБОУ Хебдинская СОШ, с. Хебда, Дагестан https://vk.com/starteammedia) — куратор Давуд Муртазалиевич Давудов; атакже проекты «Ажәа» (Слово) https://vk.com/slovogyach и «Рождественский бал» https://vk.com/balgyach (Гячрыпшская школа, Абхазия) — куратор Шестакова Елена Николаевна.
Команды из Собинки, Дагестана и Абхаии участвуют в этом кейсе второй год.
Также в кейсе приняли участие команда ГБОУ школа 1220 г. Москва, и ГБОУ Школа № 1694 «Ясенево» им. П.М.Фитина – участники нашего направления.
Помимо командной работы, результатами проекта были индивидуальные работы на музыкальную тему, тему путешествий и культуры. (https://t.me/artem_voylenko2 — Достопримечательности Москвы, Войленко Артем; https://t.me/moscow00001 — Моя Москва (Халилова Саадат); Славянская старина. Блог о славянах и балтах, а также об их соседях. (Белов Олег); https://youtube.com/@BUTDAN_PRODUCTION — Music, Covers and ROCK!!! (Буцких Данила) — куратор Рогозина Людмила Олеговна. И работа самого млажшего учаника проекта «Я – блогер» — Моя страна Читалия (https://t.me/KsuChitalia) куратор Кокарев Вадим Григорьевич, старший методист, ГБОУ Школа № 1694 «Ясенево» им. П.М. Фитина.
Еще одна площадка с нами сотрудничает, но пока не оформлена официально как участник ФИП, это Московская школа 1231. В этом году школьная команда заняла 2 место с проектом Московское время 12:31 Атлас безопасности. (https://vk.com/atlasbezopasnosti1231).
Итого, активно участвовали в проекте семь площадок, официально являющихся членами ФИП и работающих в тесном взаимодействии с нами. А всего в финал в этом году вышло 22 проекта, 9 победителей.
Все работы, касающиеся информационной безопасности, также были рассмотрены в рамках Всероссийского конкурса «Информационная безопасность 21 век» и заняли призовые места.
Как отметили участники школьной команды МБОУ «Хебдинская СОШ», двухгодичное участие в сетевом проекте «Я-блогер. Медиаобразование через медиатворчество» (ЛПДСО МГПУ) послужил стимулом для развития базовых навыков и грамотностей XXI века обучающихся, а также устранению профессиональных дефицитов педагогов по развитию функциональной грамотности обучающихся. Полученный опыт будет транслироваться и на остальные школы региона. А для самих участников команды будет интересна работа в проекте в других ролях, о которых мы напишем ниже.
Две площадки, активно взаимодействовали между собой в проекте Творческие сборы «Весенняя сказка-2023», это Гимназия№ 3, г. Пермь и Гячрыпшская школа.
Светлана Осипова, заместитель директора, учитель английского языка МАОУ «Гимназия № 3» города Перми внедряет образовательные практики формирования медиаграмотности среди начинающих блогеров. Ее ученики участвуют как в проекте «Я-блогер. Медиаобразование через медиатворчество», так и в различных проектах, посвящённых формированию медиаграмотности, в Творческих Сборах "Весенняя сказка - 33 идеи: решись стать умнее» и в ряде других проектов, цель которых – формирование важных и нужных умений, помогающих реализовать себя в жизни и стимулировать к дальнейшему обучению, в том числе и течение всей жизни.
Команде близка тема урбанистки, проект рассматривает город как самоценную, независимую материю, как повод задуматься, как способ пробудить исследовательский интерес, породить эмоциональную зацепку, «присвоить» знания о городе и сделать исследовательскую активность актуальной (не ты должен, а «мне это надо»). Участники проекта проходят несколько урбанистических маршрутов, таких как «Роботы. Пермский период»; «Арт-пространства промышленного города П»; «Пермь 300»; «Москва - Юрятин» (По следам Живаго); «Городское кафе» (рефлексия). Затем в формате TED каждый участник делится своим исследовательским замыслом, который потом дорабатывает вместе с экспертами на открытых онлайн-консультациях. На этом этапе учеников будут сопровождают преподаватели вузов, специалисты-практики, педагоги школы. В финале ребята защищают свои работы на научно-практических конферецниях разных уровней.
Возможности сетевого взаимодействия в данном проекте следующие:
· разработка урбанистического маршрута по своему городу
· проведение TED в сети
· участие в открытых онлайн-консультациях
· «обмен» специалистами
· защита работ на общей НПК
· создание общей гугл-карты с результатами исследований
Результаты:
· программы внеурочной деятельности
· кейсы урбанистических маршрутов
· банк исследовательских работ
Проект «Я-блогер. Медиаобразование через медиатворчество», который уже не первый год реализуют сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, руководитель ФИП по направлению «Проектная и учебно-исследовательская деятельность в сетевой школе», к.п.н. Екатерина Якушина и президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, доцент ВГИК, участник ФИП, к.п.н. Елена Бондаренко, зарекомендовал себя как образовательное событие, объединяющее школьные команды с всей России и стран ближнего зарубежья под руководством педагогов-кураторов. Проект проходит в сетевом формате и носит, помимо соревновательного, образовательный характер.
Как педагогами-кураторами, так и подростками, участники проекта отмечены такие плюсы проекта, как
· Обучение в течение всего проекта. Обучающий материал и дистанционные занятия целиком направлении на выполнение поставленных задачи и достижение цели проекта.
· Возможность посмотреть занятия в записи позволяет вернуться к нужной теме в случае выполнения конкретной задачи. Удобная структура дистанционно курса позволяет найти нужную запись занятия по определенной теме и посмотреть ее.
· Проект помогает развивать Soft Skills - компьютерную и техническую грамотность, а также межличностные навыки. Помогает научиться находить информацию для постов и темы для них, фотографировать, писать, вести репортажи, размышлять и находить единомышленников.
· Конкурс является толчком создания паблика еженедельных тематических постов в оригинальном формате исследования и представления информационного материла, который формируется благодаря медиаресурсам и знаниям, полученные на ZOOM-конференциях.
· Проект «Я-блогер» помогает социализироваться, учит мыслить креативно и творчески. С его помощью можно научиться лучше коммуницировать с людьми, находить подход и общий язык для дальнейшей работы.
· Проект «Я-блогер» помогает понять, что каждый человек в любом возрасте может создать что-то потрясающее, чтобы люди восхищались этим. В результате исследования по проекту можно установить, что даже в популярных темах можно узнать много нового и интересного.
· Проект «Я-блогер» помогает улучшить качество речевой коммуникации в процессе составления тематических блогов, способствует развитию творческого мышления, формированию навыка правильно излагать мысли, красиво говорить, не боясь камеры.
· Проект развивает представление о профессии не только блогера и журналиста, но и исследователя. Помимо этого, он учит слушать и воспринимать мнение окружающих, что помогает в любой совместной работе.
· Проект «Я-блогер» помогает научиться работать в команде, находить общий язык для решения задач, развивает навыки общения с людьми разных возрастов.
· Проект «Я-блогер» знакомит с возможностью выбора программного обеспечения и обучающего контента для обеспечения процесса создания медиапродукта.
· Проект «Я-блогер» учит кратко излагать свои мысли в социальной сети, формулировать и проводить опросы, комментировать их и привлекать заинтересованных пользователей к осознанному общению, делиться результатами своих исследований с широкой аудиторий.
Изначально в проекте не было видеозанятий, содержащих в себе как лекционные, теоретические, так и практические части. Материал преподносился кураторам в виде МООК, сформированном по избыточному принципу. Давались конкретные задания, которые выполнялись командами с помощью материалов курса.
Два последних года в течение 4 месяцев функционирования проекта проходили видео занятия с педагогами и кураторами, велась их запись. Результаты проектов значительно выросли, как форма, так и содержания материалов значительно расширилось.
Педагоги-кураторы, которые принимали участие в проекте как первый год, так и вторично, отмечали что поход к теме блогов и блогерства у подростков изменяется по мере прохождения обучающего курса. Они начинают понимать значимость наполнения Интернета содержательной информацией, у них формируется ответственность за тот материал, который они публикуют в сети, возрастает понимание цели информирования, формируются навыки работы с целевой аудиторией.
Так как главная мысль нашей площадки — это наполнение медиатворчества содержанием, было предложено к следующему учебному году усовершенствует проект, сделать его по-настоящему массовыми развернуть в новое русло, дополнить расширить образовательные задачи.
По мнению участников ФИП, принимавших участие в семинаре с участием площадок ФИП по направлению Проектная и учебно-исследовательская деятельность в сетевой школе, который состоялся 29 мая 2023 года (https://youtu.be/ThoZEGpMaoA), необходимо расширить проект в нескольких направлениях: региональный охват (амбассадоры, привлечение региональных участников, поддержка сетевого сообщества), а также стыковка значимых для настоящего времени тем, таких как:
· Формирование медиаграмотности, как залога социальной адаптации подростков в 21 веке
· Проектная и учебно-исследовательская работа как содержание процесса медиатворчества
· Урбанистика и тема Малой Родины
· Педагоги и наставники
Что необходимо предусмотреть на следующий учебный год:
Дистанционный курс нуждается в актуализации, на что необходим некоторый бюджет, курс сделан в конструкторе Ispring, срок действия лицензии истек.
В связи с тем, что год от года количество участников возрастает и кадровых ресурсов двух педагогов-разработчиков проекта и курса уже не хватает. Поэтому обучение рационально разбить на несколько целевых групп.
1. Амбассадоры проекта
2. Педагоги кураторы
3. Участники школьных команд.
Еженедельное обучение целесообразно проводить с второй целевой группой, педагогами-кураторами, которые потом в удобное время будут проводить занятия с участниками школьных команд.
Амбассадоры проекта будут находиться на постоянной связи в сообществе проекта. Для них будут проводится семинары и индивидуальные консультации. Руководители площадок могут стать региональными кураторами направления и собрать локальные команды в единое сетевое региональное сообщество.
Что касается стыка тематических направлений, про урбанистику мы уже сказали выше, и эта тема активно разрабатывается в гимназии 3 города Перми и предлагается всем для совместной работы.
Интересна тема педагога и наставника. Сделать акцент на это было предложено на семинаре методистом МБУ ДО Собинского района ЦДО, Владимирская область Копцевой Аллой Юрьевной. Можно показать в проекте разные грани взаимодействия педагогов и детей, волонтерство, систему наставников среди детей (вожатые, комиссары, медиалидеры). На выходе может получиться целостный образ Учителя.
Плюс связать это с темой урбанистики и Малой Родины. Кокарев Вадим Григорьевич, старший методист, ГБОУ Школа № 1694 «Ясенево» им. П.М. Фитина в этом ключе предложил разработать медиаметодичку по образовательным путешествиям. Образовательным путешествием может быть любая экскурсия, участие в фестивале, мероприятии, но с заранее проработанным маршрутом действий для всех членов команды, четкой постановки цели и задач ее для достижения, распределением обязанностей, ролей в команде, времени выполнения (исходя из особенностей) и требованием к готовому комплексному медиапродукту (каков результат, в какой форме: презентация, ролик, фильм, лонгрид и т.д.). По сути это можете быть чем-то вроде технического задания на образовательное событие. Тут же прописывается роль педагогов и наставников — как подготовится заранее к образовательному путешествию, в каком ключе направлять деятельность детей, какие обязанности будут у разных членов групп, как выбирать наставников среди детей и каковы будут их функции. То есть основной целью данной деятельности будет являться подготовка методических рекомендаций по созданию медиапродукта из конкретного образовательного путешествия.
Это может подвести учащихся к выполнению проектной и учебно-исследовательской работы в части выбора форм, методов и средств выполнения проекта, четко определится роль педагогов и наставников в данной деятельности.
Естественно в течение всей работы мы будем продолжать тему формирования медиаграмотности.
Давуд Давудов, учитель физики МБОУ «Хебдинская СОШ», Республика Дагестан, на проведенном семинаре отметил, что что медиаграмотность и информационная безопасность в школьной программе, является гарантом социальной адаптации детей в XXI веке. Он подчеркнул важность развития глобальных компетенций и поделился опытом работы с детьми над созданием блога «Моя медиагигиена», который ребята ведут уже второй год, и процессом становления личности, самоидентификации, переходам от пассивного созерцания к активной творческой деятельности. Дети и молодежь XXI века преобразуют коммуникационную реальность и часто выступают в роли создателей медиаконтента, выражающего их интересы и информационные предпочтения. Школа при этом представляет собой по своей сути форму воспроизводства культурных норм, ценностей и идей, что напрямую соотносится с необходимостью создания школьного медиапространства.
Все участники семинара пришли к единому мнению, что очень полезными были бы очные взаимодействия наших сетевых площадок. К примеру было предложено проведение совместных творческих сборов, «Медиашколы» с привлечением специалистов, с мастер-классами, лабораториями и другими активностями, полезными и интересными как ребятам, так педагогами и наставникам.
Варианты программы предложила площадка из Перми:
1 день: Вертушка по специальностям Фотографы, Пострайтеры, Видеомонтажеры, Ведущие/Интервьюер, Промоутеры. Менеджеры/Аналитики
2 день: Воркшопы по специальностям
3 день: Работа в группах по проектированию медиапродукта (вариант – медиапродукта, как итога образовательного путешествия). Презентация проектного замысла.
Также курс «Медиаобразование через медиатворчество» может быть предложен как основа для различных дополнительных общеразвивающих программ. Такая программа функционирует в МБУ ДО Собинского района ЦДО, Владимирская область. Разработка и реализация ДОП «Журналистика для жизни» на основе курса «Медиаобразование через медиатворчество» реализуется на базе Центра «Точка Роста» МБОУ «Хебдинская СОШ» (федеральная сеть Центров гуманитарного и цифрового профиля). «Точка Роста» МБОУ «Хебдинская СОШ» является методической площадкой для реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» для школ Шамильского района Республики Дагестан.
Несмотря на то что наше направление развивается очень активно, хотелось бы выслушать предложения от тех площадок, которые по тем или иным причинам не смоги принять участие как в проекте, объединяющем нас, так и в семинаре 29 мая. Ждем ваши предложения и надеемся на ваше активное участие в следующем учебном году!